Справка о работе по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г Анализ доступности дополнительного образования детей В Хасавюртовским муниципальном районе и приоритетных направлений развития дополнительного образования детей в соответствии с социально-экономическими потребностями муниципального образования, а также потребностями для различных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей находящихся на длительном лечении. 1. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет (17 лет включительно) дополнительным образованием Всего детей в возрасте от 5 до 18 лет, Охват ДО Охват детей проживающих на территории (портал) всего муниципального образования чел. (%) 43493 29020 120,62% Анализ данной таблицы показывает, что, несмотря на значительное расхождение в данных Росстат и фактически проживающих детей в возрасте от 5 до 18 лет на территории Хасавюртовского района (фактически проживающих детей меньше, чем по данным Росстат), целевой показатель по охвату детей дополнительными общеобразовательными программами в 2023 году составляет – 120,62% , что не соответствует целевым показателям. Данный показатель увеличивается за счет обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ (далее ДОП), главным образом краткосрочных программ, а также за счет реализации программ в сетевой форме и программ сетевого взаимодействия. 2. Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием по возрастным категориям (чел.) 5-6 лет 7-8 лет 9-10 11-12 131517 лет лет 14 16 18 лет лет лет Хасавюртовский 2539 6548 7403 7514 6883 5914 4240 район Наибольшее количество детей охвачено дополнительным образованием в возрасте 13-14 лет. С большим желанием откликаются на предложения в рамках дополнительного образования дети от 7 до 12 лет. 15-17 лет – это возраст, когда дети заняты дополнительными занятиями (репетиторство) в рамках учебных предметов при подготовке к итоговым экзаменам и поступлению в средние и высшие учебные заведения. Для детей 5-6 лет чаще всего предлагаются ДОП, которые реализуются в организациях дополнительного образования и общеобразовательных организациях. Большинство дошкольных образовательных организаций еще не получили лицензию на подвид образовательной деятельности «Дополнительное образование детей и взрослых». Охват ДО различных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, детей находящихся на длительном лечении Всего различных Всего Всего Всего детей, категорий детей, в детей с детей, находящихся в том числе детей с ОВЗ и находящихс трудной ограниченными инвалидно я на жизненной возможностями стью/охвач длительном ситуации/охвач здоровья и детейено ДО лечении/охв ено ДО (число) инвалидов, детей (число) ачено ДО находящихся на (число) длительном лечении 91 37 - 54 Как видно из таблицы, детей с ОВЗ и инвалидностью охвачено Дополнительным образованием 37 детей. По данным образовательных учреждений детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 54. Программами ДОП охвачены 54 детей. Работа по реализации охвату детей с ОВЗ и инвалидностью будет продолжена в 2024 году. 3. Охват детей дополнительными образовательными программами по направленностям Техниче Социальн Художест Естествен Физкуль Туристско ская овенная нонаучная турночел/% от гуманита чел/% от чел/% от спортив краеведче общего рная общего общего на ская числа чел/% от числа числа чел/% от чел/% от детей, общего детей, детей, общего общего охвачен числа охваченн охваченны числа числа ных ДО детей, ых ДО х ДО детей, детей, охваченн охвачен охваченны ых ДО ных ДО х ДО 22782 5362 13162 105797 79566 5441 Анализ направленностей дополнительного образования показал, что самыми популярными остаются физкультурно-спортивная направленность. Во всех школах созданы спортивные клубы. На втором и третьем месте по популярности ДОП художественной и технической направленностей. Приоритетныенаправленности: естественнонаучная и техническая. В районе 35% детей охвачены данными направленностями. То есть, показатель федерального проекта «Успех каждого ребенка» выполняется, но при этом мы наблюдаем достаточно высокий интерес у респондентов, особенно к технической направленности. При разработке дорожной карты были учтены эти запросы. Наименьший охват детей в рамках туристско-краеведческой направленности. Это связано, в первую очередь, с проблемами при оформлении документов выхода детей на маршруты и материальнотехническим оснащением. В дорожной карте предусмотрены мероприятия и показатели, которые бы позволили расширить возможности дополнительного образования при реализации дополнительных общеобразовательных программ данной направленности, в том числе создание муниципального центра детско-юношеского туризма и краеведения. Школьные спортивные клубы, школьные музеи и школьные медиацентры создаются, в основном, за счет внеурочной деятельности, тогда как школьные театры практически в равной степени в рамках дополнительного образования и внеурочной деятельности. Это объясняется, в первую очередь тем, что в общеобразовательных организациях региона отсутствуют ставки педагога дополнительного образования. В рамках же внеурочной деятельности занятия проводят учителя школ. Анализ показал, что в районе не созданы школьные хоры, поэтому в 2024 году рекомендовано провести работу по созданию школьных хоров и школьных музыкальных коллективов. Кроме этого, необходимо увеличить количество школьных театров. 3. Проведение оценки удовлетворенности обучающихся и их родителей (законных представителей) доступностью и качеством дополнительного образования. Сроки проведения (1декабря 2023г) В анкетировании приняли участие 816 родителей (законных представителя) обучающихся в учреждениях дополнительного образования. Ответы на вопрос «Занятия по каким направленностям программ в учреждениях дополнительного образования посещает (ют) Ваш (и) ребенок (дети)?» распределились следующим образом (диаграмма 6): Больше всего детей посещают дополнительные занятия физкультурноспортивной (54,9%) и художественной (45,1%) направленностей. Затем идут занятия по технической (15,7%), социально-педагогической (12,4%), естественнонаучной (10,3%), туристско-краеведческой направленности (3,6%) С 2022 по 2023 год были организованы и проведены различные конкурсы, активное участие приняли во всероссийских конкурсах учащиеся Хасавюртовского района (приложение 1) Мероприятия + ДООП (проекты) в ПФДО - Школьный Кванториум - Точки роста - ITкубы Охват детей значимыми проектами – 13 % Проведение процедуры регистрации школьных музеев образовательных организаций области на российском портале «Школьный музей»- выполнено 40% Создание и развитие школьных театров на базе общеобразовательных организаций региона- 100%. Организация и проведение регионального этапа Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям», Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди педагогических работников, осуществляющих обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в области физической культуры и спорта принимают максимальное участие. Доля детей, охваченных ДОД (от 5 до 18 лет) – 100% Доля детей, обеспеченных сертификатами ПФДО – 3,1%