Программа развития МБУ ДО ДДТ на 2022 2027 гг.pdf

1. Паспорт программы
Функционирование
и
развитие
образовательного
учреждения
дополнительного образования детей происходит в условиях реализации
новой государственной образовательной политики, основными ориентирами
которой являются:
 формирование российской идентичности;
 создание условий для сохранения, приумножения культурных и
духовных ценностей народов России;
 рост качества социальной среды;
 обеспечение условий развития каждого человека;
 понимание зависимости изменения качества человеческого ресурса от
изменения качества образования;
 становление открытой, гибкой и доступной системы образования.
При составлении программы развития использовались идеи, положения
и требования, содержащиеся в документах федерального, регионального
уровней, определяющие стратегию и тактику развития в области
образования.
1.1.










Основания для разработки программы развития
МБУ ДО «Дом детского творчества»:

Конвенция о правах ребёнка;
Конституция Российской Федерации;
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании»;
Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до
2027 года;
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Федеральные государственные образовательные стандарты нового
поколения (ФГОС);
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030года в
Республике Дагестан, I этап (2022-2024годы);
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в
современных образовательных учреждениях различного вида (СанПин
2.4.2.1178-02);
1

 Должностные обязанности педагогического и административного состава
коллектива МБУ ДО «ДДТ»;
1.2.

Стратегия и тактика программы развития
Дома детского творчества

Программа развития:
 определяет ценностно-смысловые, целевые, содержательные и
результативные приоритеты развития образовательного учреждения,
задает основные направления развития, способы и механизмы
изменений.
 строится на необходимости консолидированного участия в решении
задач развития образовательных учреждений всех заинтересованных в
этом горожан, государственных и муниципальных органов
исполнительной власти, организаций и предприятий города,
независимо от типа, вида, формы собственности и статуса.
В
программе
развития
отражены
приоритеты
региональной
образовательной политики, что учтено при проектировании содержания
программы через:
 соблюдение принципов гуманизации образования;
 учет потребностей государственных и общественных организаций,
научных, культурных, образовательных учреждений Хасавюртовского
района в развитии человеческих ресурсов;
 учет ожиданий различных социальных групп населения с. Аксай;
 создание условий, стимулирующих рост личностных достижений
учащихся.
Разработка программы развития проводилась с учетом анализа
имеющихся условий и ресурсов Дома детского творчества. При подготовке
настоящей программы также учитывались ключевые положения реализуемой
программы развития «Школа успеха» на 2023-2027 г.г. Реализация
запланированных проектов программы развития осуществляется с учетом
понимания безусловной необходимости сохранения здоровья обучающихся.
В ходе разработки и реализации программы развития педагогический
коллектив руководствуется:
 идеями теории «ответственной и открытой образовательной
системы», что предусматривает максимально широкий спектр
коммуникации образовательного учреждения дополнительного
образования детей с родительской общественностью и местным
сообществом, открытость для инициатив извне;
2



идеями концепции реалистического воспитания школьников, что
предусматривает
построение
образовательно-воспитательного
процесса, в первую очередь, адекватного интересам и потребностям
учащихся, обучающихся в учреждении дополнительного образования
детей, и их родителей;
 положениями современных теорий менеджмента, основанными на
личностно-ориентированных моделях управления персоналом.
Программа развития представляет собой нормативно-организационную
основу, которая определяет стратегию совершенствования деятельности
учреждения в соответствии с развитием системы образования МО
«Хасавюртовский район.
В соответствии с проектом «Наша новая школа» модернизация и
инновационное развитие – единственный путь, который позволит России
стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную
жизнь всем своим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач
важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. В эпоху
быстрой смены технологий должна идти речь о формировании
принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей
постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его
удовлетворения. Пересмотр целей образования в пользу всемерной
реализации его развивающего потенциала требует соответствующего
пересмотра, обновления и организации предметного содержания.
Таким образом, ключевая цель, для достижения которой разработана
программа развития МБУ ДО «ДДТ», - повышение качества и доступности
дополнительного образования детей различных направленностей.
Задачи, решаемые в ходе реализации Программы развития:
 внедрить критерии оценки качества дополнительного образования
детей как результата и процесса образования, включая самооценку
участников образовательного процесса, общественную экспертизу качества
обучения и воспитания;
 организовать регулярный мониторинг по изучению запросов аудитории
потребителей образовательных услуг;
 способствовать развитию воспитывающего потенциала процесса
дополнительного образования, единства и взаимосвязи процессов
обучения, воспитания и социализации; закреплению инициатив в
3

детско-подростковой среде по организации новых форм социального
лидерства и позитивной самоорганизации;
 создать условия для полноценного включения в образовательное
пространство и успешной социализации детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей,
оставшихся без попечения родителей, детей из семей беженцев и
вынужденных переселенцев, детей, проживающих в малоимущих
семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации;
 разработать и реализовать специальную систему поддержки как
сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для
проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования
и выявления достижений одаренных детей;
 продолжать
поэтапную
компьютеризацию
всех
реализуемых
направленностей дополнительного образования.

2. Информационная справка о деятельности Дома детского
творчества.
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Дом
детского творчества»
осуществляет образовательную деятельность на
основании Устава МБУ ДО «ДДТ» от 23.12.2019года № 291.
Основной государственный регистрационный номер учреждения
1040501764050.
Образовательное учреждение имеет лицензию серия 05Л01 № 0004189 от
03.09.2020года, регистрационный номер 9770, выданную Министерством
образования и науки Республики Дагестан. Срок действия лицензии –
бессрочно.
2.1.

Основные направления деятельности

 реализация образовательных программ дополнительного образования
детей по направленностям дополнительной образовательной
деятельности:
технической, физкультурной, художественной,
естественнонаучной
,
туристско-краеведческой,
социальногуманитарной;
 реализация досуговых программ для всех возрастных категорий
обучающихся;
4

2.2.

Материально-технические условия

Наименование помещения

Количество
помещений

Количество
кв. м

2
1
1
8
1
2
15
11

132
19,5
20
87
66
117
441,5
285

Кабинет ШРР
Кабинет директора
Музей
Кабинеты для занятий
Хореографический зал
Фойе
Всего помещений
Всего учебных кабинетов

Учебно-материальная база пополняется за счёт добровольных
родительских вложений, помощи ресурсных партнёров, участия в конкурсе
социального проектирования и получения средств на их реализацию.
2.3.

Кадровое обеспечение

Состав кадров
Всего (в том числе совместителей):
 основные сотрудники
 совместители

численность
30
29
1

Образование:
 высшее
 среднее специальное

1
29

Имеют награды
 Почетные звания
«Почётный работник образования РФ»
 Ведомственные знаки отличия
«Отличник образования РД»
Грамота Министерства образования и науки РД
Грамота Министерства образования и науки РФ

1
1

Возраст
 до 30 лет
 30-50 лет
 старше 50 лет

5
15
10

Мужчин
Женщин

1
29
5

Квалификационные категории
 высшая
 первая
 соответствие занимаемой должности

2.4.

1
0
29

Образовательная деятельность

В Доме детского творчества на 01.09.2023г. обучается 900 учащихся по
32 образовательной программе дополнительного образования детей по шести
направленностям
дополнительной
образовательной
деятельности:
художественной (13), социально-гуманитарной (6), технической (7),
естественнонаучной (3), туристско-краеведческой (2), физкультурноспортивной (1).
В образовательном процессе реализуются программы, учитывающие
возрастные особенности учащихся. Содержание программ соответствует
современным требованиям; методы, средства и формы реализации программ
соответствуют интересам детей, социальному заказу родителей. Коррекция
программ осуществляется исходя из требований социально-экономического
развития общества, изменений материально-технической базы объединения,
социального заказа.
Контингент обучающихся младшего и среднего возраста сохраняется
примерно в одинаковых пропорциях (42% и 44% соответственно),
наблюдается тенденция уменьшения количества обучающихся старшего
школьного возраста (14%).
Главными критериями в оценивании состояния и эффективности
образовательной и воспитательной деятельности являются показатели уровня
освоения обучающимися образовательных программ и сохранение
контингента обучающихся. Два раза в год проводится анализ освоения
обучающимися образовательных программ по критериям и параметрам,
определенным в образовательных программах.
Учебный год
2019-20 уч.год
2020-21 уч.год
2021-22 уч.год

Успеваемость
100%
100%
100%

Средний балл
4.8
4.8
4.4

Качество знаний
99
99
88

Анализ результатов показывает, что за последний учебный год
снизились средний балл и качество знаний обучающихся в связи с тем, что
обновился состав педагогического коллектива, 15 % от общего числа
6

составляют молодые и вновь прибывшие педагоги, не имеющие большого
опыта работы.
Дом детского творчества, решая интегративную задачу, сотрудничает
со многими учреждениями города. Поддержка творческих инициатив ведётся
с помощью не только социальных, но и ресурсных партнёров.
Учебный процесс в Доме детского творчества строится в парадигме
развивающего образования, рассматривающего обучение в качестве
движущей силы развития личности ребенка, и призван обеспечить
следующие функции:
 информационную;
 обучающую;
 воспитывающую;
 развивающую;
 социализирующую.
Образовательная
деятельность
Дома
детского
творчества
осуществляется на первом этаже двухэтажного здания по адресу: г. Кизляр,
ул. Победы, д. 41, в котором для занятий имеются 5 учебных кабинетов,
актовый зал и комната ДОО, также в 6 образовательных учреждениях города
для проведения занятий в объединениях по месту жительства.
Образовательная деятельность Дома детского творчества
на базе образовательных учреждений села
Дом
етского
творчества

МКОУ «Аксайская СОШ №2 им.
Х.Г. Магидова»

МКОУ «Аксайская СОШ №1
им. З.Н. Батырмурзаева»

7

3. Основные направления Программы развития
Основная цель данной Программы развития является создание
механизмов устойчивого развития качественно новой модели учреждения
дополнительного образования детей, обеспечивающей комплекс условий для
формирования гармонично развитой, социально активной, творческой
личности, соответствующей социальному и региональному заказам.
Создание единой образовательно-воспитательной системы по
организации свободного времени детей и взрослых в муниципальном
пространстве предполагает рассмотрение взаимодействия субъектов на трех
уровнях:
 1 уровень – муниципальный;
 2 уровень – учрежденческий;
 3 уровень – микрогруппы (творческого объединения, общественного
объединения, семьи и др.).
При этом приоритетными задачами, реализуемыми в условиях данной
концепции, являются:
1. На муниципальном уровне:
 поиск и совершенствование форм и методов организации
социально значимой деятельности детей и взрослых;
 создание ситуации свободного выбора и условий субъектам
сотрудничества
для
их
самореализации
и
развития
индивидуальных способностей;
 обеспечение доступности и высокого качества образовательных
услуг;
 совершенствовать
модель
взаимодействия
основного
и
дополнительного образования
 повысить рейтинг МКУ ДО «ДДТ» на рынке услуг
дополнительного образования в городе;
 создать условия для активного освоения и использования
педагогическими работниками, специалистами, обучающимися
новых информационно-коммуникационных технологий.
2. На уровне учреждения:
 анализ и совершенствование содержания образовательного
процесса на основе компетентного и научно-методического
подхода, внедрение инновационных образовательных технологий
и методик обучения
8

 системные преобразования в личности воспитанников и педагогов;
 создание системы мониторинга по всем направлениям
деятельности
 совершенствовать нормативно-правовую базу функционирования
ДДТ.
3. На уровне микрогруппы:
 в каждый конкретный момент работы с детьми развивать то, что
уже заложено или существовало изначально (например, задатки,
способности, склонности, индивидуальные особенности);
 формировать у участников те свойства и качества, которые еще не
сформированы, но которые могут быть «сконструированы» в
результате специально создаваемых педагогических ситуаций,
опыта переживаний, опыта деятельности и отношений (например,
можно сформировать познавательный интерес, чувство долга,
самостоятельность, ответственность, которых изначально у
ребенка может и не быть).
Для повышения результативности образовательно-воспитательной
деятельности в творческих объединениях Дома детского творчества на
основе данной концепции необходим постоянный мониторинг интересов и
потребностей современного общества, сегодняшних, а не абстрактных детей,
информация о современных, наиболее эффективных методах, технологиях и
приемах обучения. Вот почему важная роль отводится методической службе
учреждения, основными направлениями деятельности которой являются
следующие:
 проблемно-ориентированный анализ соответствия деятельности
учреждения в целом и отдельных творческих объединений реальным
запросам социума; участие в разработке программы развития
учреждения с учетом выявленных проблем и перспектив развития;
 изучение личностных, образовательных и досуговых интересов и
потребностей воспитанников учреждения и жителей села, участие в
выработке и обобщении предложений по их удовлетворению в рамках
образовательной и досуговой программ учреждения; изучение мнений
воспитанников, родителей, общественности по вопросам деятельности
учреждения (творческого объединения) и перспектив его развития;
 оценка результативности деятельности творческих объединений,
разработка рекомендаций по совершенствованию их деятельности;
оказание методической помощи педагогам объединений по
9












систематизации
и
своевременному
обновлению
содержания
дополнительного образования, в разработке апробации, модификации
образовательных программ творческих объединений; систематическая
методическая и консультативная помощь молодым специалистам;
выявление, обобщение и распространение лучшего опыта работы
педагогов учреждения; организация обмена опытом работы педагогов;
создание банка данных о видах, формах и методах дополнительного
образования; изучение новых педагогических технологий в
дополнительном образовании и разработка рекомендаций по
возможности их использования в творческих объединениях
учреждения с учетом их специфики и реальных возможностей;
разработка единых требований к программно-методическому
обеспечению деятельности творческих объединений на уровне
учреждения; развитие программно-методической базы учреждения;
участие в повышении квалификации педагогов, оказание им помощи в
самообразовании; участие в выработке критериев и механизмов оценки
деятельности педагогов, результатов обучения по программам
дополнительного образования;
разработка программ образовательной и воспитательной деятельности
учреждения, сценариев мероприятий с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей их участников;
работа по организации детских общественных объединений.
Перспективная модель Дома детского творчества

Правильный выбор главной цели развития является основной задачей
стратегического планирования. Каким же мы видим наше будущее?
Настоящая программа развития предполагает, что в условиях развития
Дома детского творчества по расширенному сценарию, его состояние к 2027
году будет характеризоваться следующим образом:
 обучающимся
предоставляется
качественное
дополнительное
образование,
способствующее
успешному
освоению
ими
государственных стандартов второго поколения;
 существует
система
воспитания
обучающихся,
адекватная
потребностям времени;
 деятельность в детских коллективах не наносит ущерба здоровью
обучающихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от
негативных влияний внешней среды;
 педагоги высокопрофессиональны,
применяют в своей практике
инновационные технологии обучения;
10

 имеется эффективная, компьютеризированная система управления,
обеспечивающая не только успешное функционирование, но и развитие
образовательной системы; используются механизмы государственнообщественного управления образовательным учреждением;
 имеется
современная
материально-техническая
база
и
пространственно-предметная среда, обладающая
необходимым
количеством ресурсов для реализации планов развития;
 ход
и
результаты
работы
интересны
профессиональному
педагогическому сообществу;
 имеются широкие партнерские связи с
образовательными
учреждениями с. Аксай;
 образовательные услуги востребованы; потребители удовлетворены
дополнительными образовательными услугами, что обеспечивает
высокий статус на рынке образовательных услуг.
Разработка программы развития осуществлена, исходя из понимания
того, что развитие носит вероятностный характер, так как этот процесс
обусловлен многообразием внутренних и внешних факторов, влияющих на
него на протяжении всего временного периода реализации Программы.
Дом детского творчества, реализуя программу развития, обозначает
высшей ценностью – заботу о детях и определяет приоритетным
направлением в своей работе создание таких образовательных программ и
условий среды, которые могли бы обеспечить:
 доступность и качество образования;
 улучшение условий обучения учащихся;
 сохранение здоровья учащихся;
 совершенствование профессионализма всех категорий педагогических
работников;
 сохранение и расширение ресурсной базы для оказания
образовательных услуг за счет диверсификации источников и
механизмов финансирования;
 укрепление государственно-общественного характера управления.
4. Целевые проекты и система мероприятий реализации программы.
Проект «Стандарты второго поколения»
Целью проекта является создание условий для освоения и внедрения
новых государственных образовательных стандартов, основанных на
компетентностном и личностно-деятельностном подходах.
11

Основные задачи:

повышение готовности педагогов к реализации компетентностного и
личностно-деятельностного подходов;

переориентация образовательных программ с учётом новых стандартов;

разработка методик отслеживания степени сформированности
компетенций в реализуемых направлениях обучения;

разработка обучающих технологий, способствующих достижению
учащимися образовательных стандартов второго поколения.
Механизм реализации: Основным механизмом реализации является
осуществление образовательного процесса как субъектной деятельности,
организаторами которой являются сами учащиеся. Умение учиться
представляет
собой
способность
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта и развивается на основе рефлексивного опыта.
Критерии результативности:
 овладение педагогами понятием «метапредметные умения» и
технологией их формирования;
 полноценное освоение учащимися всех компонентов учебной
деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель,
3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка,
преобразование материала, контроль и оценка);
 построение учащимися индивидуальных жизненных смыслов и
жизненных планов во временной перспективе
(жизненного
проектирования);
 развитие системы универсальных учебных действий в составе
личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных
действий в рамках нормативно-возрастного развития личностной и
познавательной сфер ребенка;
 включённость в образовательный процесс способов действия учащегося
(а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих
его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений,
включая организацию этого процесса;
 овладение учащимися действиями смыслообразования, нравственноэтического оценивания, реализуемыми на основе ценностной ориентации
учащихся (готовность к жизненному и личностному самоопределению,
знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект
поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами), а также ориентации в социальных ролях и межличностных
отношениях.
12

№

Содержание деятельности

Сроки

1

Самохарактеристика педагогами своей способности
формировать универсальные учебные действия в составе
личностных,
регулятивных,
познавательных
и
коммуникативных действий.
Семинар для педагогов дополнительного образования по
формированию в детях личностных универсальных
учебных действий, в состав которых входит жизненное,
личностное, профессиональное самоопределение.
Организация и проведение консультаций для педагогов
дополнительного
образования
по
коррекции
образовательных программ и образовательного процесса
в соответствии со стандартами общего образования 2-го
поколения.
Корректировка
образовательных
программ
в
соответствии со стандартами второго поколения.
Педагогические
семинары
по
формированию
универсальных логических действий учащихся.
Формирование творческих групп педагогов, работающих
над проблемой развития у учащихся личностных,
регулятивных, коммуникативных и
познавательных
действий в образовательном процессе и в игровых
развивающих программах.
Разработка и апробация игровых программ для
учащихся,
направленных
на
формирование
регулятивных умений, коммуникативных умений.
Проведение игровых занятий с детьми, направленных на
испытание и взаимооценку умения учиться.
Проведение серии открытых занятий по выполнению
действий смыслообразования, нравственно-этическому
оцениванию
учебного
материала,
формирование
собственной позиции.
Создание базы данных по формам работы в
дополнительном образовании детей, направленных на
формирование
ценностно-смысловой
основы
самоопределений учащихся.
Издание методического пособия для педагогов
дополнительного образования на основе опыта
внедрения стандартов второго поколения.
Административный контроль и взаимоконтроль качества
образовательного процесса в контексте внедрения
стандартов второго поколения в общее образование

2022

2

3

4
5
6

7

8
9

10

11

12

13

2022

2022

2023
2023
2023

2023
2023 – 2025
2025

2026

2027
2022 – 2027

Проект «Одарённый ребёнок»
Целью проекта является создание условий для выявления и развития
детской одарённости.
Основные задачи:
 педагогическая поддержка познавательной инициативы, активности,
творчества, эмоциональной отзывчивости, эмпатичности воспитанников;
 повышение готовности педагогов к компетентной работе по развитию
детской одарённости;
 разработка методических основ раннего выявления и развития одарённости
ребёнка в семье и в дополнительном образовании;
 поиск путей сотрудничества с семьей в создании условий для развития
одарённого ребёнка;
 разработка игровых, поисковых, диалоговых технологий развития детской
одарённости в семье и в Доме детского творчества.
Механизм реализации:
Педагоги уделяют приоритетное внимание развитию личности
обучающихся. Проект предусматривает продолжение работы над
программами: конкурс «Золотые достижения», «Портфолио обучающихся».
Работа призвана обеспечить формирование и развитие интересов и
способностей детей. Фактором развития одарённости является переход от
педагогоцентристкой к детоцентристской педагогике, от педагогики
воздействия к педагогике взаимодействия, сотрудничества и сотворчества, от
педагогики обучения к педагогике взаимного личностного роста ребёнка и
взрослого.
Критерии результативности:
 надёжность системы ранней диагностики детской одарённости;
 владение методикой работы с одарёнными детьми;
 широта спектра заданий, требующих от ребёнка применения творческого
воображения, авторского видения, креативности, образного мышления;
 высокий уровень личных достижений учащихся, успешность участия в
конкурсных мероприятиях;
№

Содержание деятельности

Сроки

1

Уточнение поля проблем, связанных с опытом работы с
одарёнными детьми.
Анализ уровня компетентности родителей в сфере
выявления и развития одарённости детей.
Сохранение и расширение спектра проводимых
конкурсных мероприятий.

2022

2
3

14

2022
2022 – 2027

№

Содержание деятельности

Сроки

4

Организация и проведение ежегодного творческого
мероприятия «Вручение свидетельств» с процедурой
демонстрации достижений и награждения победителей
олимпиад, соревнований, выставок, конференций,
конкурсов и фестивалей различных уровней.
Диагностика
через
анонимное
анкетирование,
интервьюирование находок, успехов и проблем,
возникающих перед педагогами в процессе выявления
уровня одарённости ребёнка и работы с такими детьми.
Семинар для педагогов ДДТ «Детская одарённость и
подходы к её сохранению в дополнительном
образовании». Уточнение концептуальных подходов к
пониманию одарённости, её структурных компонентов,
видов, факторов становления и развития.
Исследование самооценки, уровня притязаний и других
характеристик одарённых учащихся.
Разработка карт роста и программ индивидуальной
работы с одарёнными детьми.
Выявление и оформление имеющегося позитивного
опыта работы с одарёнными детьми
Круглый стол для педагогов «Шаги развития
воспитанника» - опыт тьюторского сопровождения
развития одарённых учащихся.
Формирование базы данных о методах, приёмах
создания ситуаций успеха, развития творческих
способностей детей в образовательной деятельности по
направленностям обучения.
Создание методических рекомендаций по ранней
диагностике одаренности.
Разработка
памяток
по
созданию
психологопедагогических условий поддержки одарённости
ребёнка в семье.
Оформление
исследовательскими
группами
методических разработок по теме исследования.
Публикация материалов из опыта работы в СМИ

2022 – 2027

5

6

7
8
9
10

11

12
13

14
15

2023

2023

2022 – 2027
2023
2024
2025

2025

2025
2025

2025
2022 – 2027

Проект «Камертон души»
Современный
национальный
воспитательный
идеал
—
это
высоконравственный,
творческий,
компетентный
гражданин
России,
принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность
15

за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных
традициях многонационального народа Российской Федерации.
Целью проекта является создание условий для духовно-нравственного
развития учащихся.
Основные задачи:
 организация социально открытого пространства духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России;
 создание нравственного уклада жизни обучающихся в Доме детского
творчества;
 расширение социально-педагогического партнёрства в сфере духовнонравственного воспитания учащихся, в том числе, с родителями учащихся;
 разработка интегративных программ духовно-нравственного воспитания;
 педагогическая поддержка эмоциональной отзывчивости, эмпатичности
воспитанников, проявляющейся в их творчестве;
 повышение включённости в образовательный компонент краеведческого
материала, воспитывающего чувство гордости за историю края, региона,
страны и ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.
Механизм реализации:
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть
интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: образовательную
и общественно-полезную. Духовно-нравственное развитие достигает
содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося,
когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые
необходимо решать на основе морального выбора. Основным субъектом,
реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания,
определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе
опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического
опыта, является педагогический коллектив Дома детского творчества.
Критерии результативности:

готовность и способность учащихся выражать и отстаивать свою
общественную позицию, критически оценивать собственные
намерения, мысли и поступки;

способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым
на основе морального выбора, принятию ответственности за их
результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении
результата;

трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к
преодолению трудностей;

16



№
1

2
3
4
5
6
7

8
9

10

осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни,
нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни,
физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности
личности, умение им противодействовать.
Содержание деятельности

Сроки

Расширение спектра познавательных программ с
2022
использованием
интерактивных
форм
работы
с
обучающимися о жизни, её ценности, ценностях и смыслах.
Проведение открытой выставки рисунков и других форм
2022
художественного творчества “Герой нашего времени”.
Проведение семейного конкурса “Моя родословная”.
2023
Проведение творческого фестиваля, посвящённого Дню
2023
Победы “Детство, окрыленное Победой»
Организация педагогической выставки: «Современные
2025
формы духовно-нравственного воспитания учащихся».
Проведение открытых занятий, мастер-классов по формам 2023 – 2027
духовно - нравственного воспитания учащихся.
Проведение конкурсов творческих работ учащихся по
2025
проблематике отношения к жизни, к людям, к Родине «Я
живу в России».
Разработка новых досуговых программ духовно2025
нравственной направленности.
Проведение смотра-конкурса методических разработок
2026
педагогами форм духовно-нравственного воспитания
учащихся.
Экскурсионная работа по данному направлению
2023 – 2027

Проект « Растём вместе»
Целью проекта является создание психолого-педагогических условий
для глубокого продуктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей,
формирование отношений сотрудничества и сотворчества, обогащение
условий для развития ребёнка в семье.
Основные задачи:

овладение родителями способами развития ребёнка как личности;

создание
психолого-педагогических
условий
для
глубокого
продуктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, развитие,
укрепления партнёрских отношений;

повышение значимости ценностно-целевого единства семьи и
учреждения дополнительного образования детей как основы
социального партнерства;
17






формирование ответственной родительской позиции;
оказание помощи родителям в технике понимания детей, мотивов и
значения их поступков, в осознании своих мотивов в воспитании
ребёнка;
осознание родителями роли стиля семейного воспитания, типа
воспитательных отношений в семье и стремление к позитивному стилю.

Механизм реализации:
Основная идея проекта состоит в диалоговом обсуждении значимости и
условий творческого развития ребёнка и побуждении родителей к развитию
вместе с ребёнком. Механизмом реализации проекта выступает формирование
единого воспитывающего коллектива родителей, педагогов и учащихся и
гуманной развивающей среды на основе информационного взаимодействия и
сотворчества в коллективной творческой деятельности, привлечения
родителей к активному участию в управлении образовательным процессом.





№
1

2

3

Критерии результативности:
повышение эрудиции педагогов в сфере семейного воспитания, их
готовности к сотрудничеству и сотворчеству с родителями;
формирование атмосферы творческого сотрудничества в родительских
коллективах;
удовлетворённость родителей качеством и количеством форм
взаимодействия с педагогическим коллективом, участия в творческой
жизни детских коллективов и Дома детского творчества.

Содержание деятельности

Сроки

Проведение цикла педагогических советов коллектива по 2022 – 2027
методике работы с родителями, обучения интерактивным
формам взаимодействия с родителями.
Проведение творческих мастерских для детей и родителей 2022 – 2027
с
совместным
выполнением
различных
видов
деятельности.
Организация
обмена
педагогическим
опытом 2022 – 2027
индивидуального,
группового
и
фронтального
взаимодействия с родителями по культурно-исторической,
ценностно-ориентационной,
психолого-педагогической
проблематике на педагогических семинарах, через
методические разработки.
18

4
5
6

Расширение форм прямой и обратной связи с родителями с 2022 – 2027
использованием интернет технологий.
Оформление выставки “Страницы семейного досуга”
2025
Диагностика
уровня
удовлетворённости
родителей 2022 – 2027
содержанием и формами взаимодействия с Домом детского
творчества.

Проект « Социальное партнёрство»
Целью проекта
является расширение внешних связей,
развитие,
укрепление партнёрских отношений с учреждениями образования, культуры как
фактора обогащения условий развития личности учащихся.
Основные задачи:
 укрепление
отношений
сотрудничества
с
образовательными
учреждениями;
 расширение системы связей с общественными объединениями и
организациями, с органами общественного и государственного управления
г. Кизляра;
 оказание помощи образовательным учреждениям общего образования в
создании условий для реализации инициативы «Наша новая школа»;
 накопление опыта сотворчества педагогов, детей и родителей,
общественности микрорайона, учреждений и организаций города.
Механизм реализации:
Фактором развития современного образовательного учреждения является
расширение и развитие внешних связей, повышение их значимости в
реализуемом образовательном процессе. Каждая связь должна строиться на
взаимной заинтересованности, взаимной помощи и взаимной выгоде.
Критерии результативности:
 появление новых традиций в жизнедеятельности учреждения, в том
числе, в сфере досуга;
 расширение спектра реализуемых краткосрочных и среднесрочных
досуговых образовательных программ;
 информированность населения о событиях в Доме детского творчества;
 повышение авторитета учреждения в городе;
 удовлетворённость учреждений и объединений-партнёров формами и
методами сотрудничества с Домом детского творчества.

19

№
1

2

3

4
5

6

Содержание деятельности

Сроки

Диагностика потребностей в сотрудничестве с Домом 2022– 2023
детского творчества образовательных учреждений общего
образования, культуры, спорта.
Проведение срезовой диагностики, направленной на
2023
выявление потребностей учащихся общеобразовательных
учреждений, их родителей в дополнительном образовании
по направленностям Дома детского творчества
Разработка вариативной модели взаимодействия Дома 2023 – 2027
детского творчества с учреждениями общего образования в
условиях действия стандартов второго поколения и
реализации направлений «Наша новая школа»
Разработка и апробация программ взаимодействия с
2025
учреждениями дошкольного образования.
Совместные с учреждениями общего образования семинары2025
практикумы для педагогов дополнительного образования по
расширению спектра образовательных услуг на базе ФГОС
второго поколения.
Организация и проведение народных праздников с участием 2025 – 2027
жителей города.

Проект «Информатизация»
Цель проекта – создание
условий для совершенствования
информационного обеспечения образовательного процесса.
Основные задачи:
 овладение педагогами способами организации различных блоков, этапов,
форм организации образовательного процесса с использованием
компьютерных технологий;
 осознание педагогами и учащимися роли и тенденций информатизации
образования в современном обществе;
 внедрение новых информационных технологий в образовательный
процесс, самостоятельную учебную деятельность школьников.
Замысел проекта:
 обогащение
информационных
каналов
и
возможностей
образовательного учреждения;
 пробуждение
в
педагогах
интереса
к
использованию
телекоммуникаций, обучение и поддержка тех педагогов, которые
будут стремиться к реализации компьютерных технологий;
20

 вовлечение педагогов в самообразование, изучение и внедрение опыта
коллег;
 привлечение родителей к участию в этой работе.
Критерии результативности:
 наличие
в
образовательных
программах
информационнокомпьютерного обеспечения, форм компьютерной диагностики;
 эффективное
функционирование
внутреннего
электронного
документооборота;
 компетентность педагогов в современных способах получения
информации и информационных технологиях.
№

Содержание деятельности

Сроки

1

Мониторинг и систематизация внутреннего электронного
документооборота. Разработка и введение в активную
практику алгоритма его использования для всех
руководящих и педагогических работников
Пополнение банка учебных пособий и методических
материалов на электронных носителях, компьютерных
программ и технологий.
Предоставление материалов о Доме детского творчества в
сетевом и в интернет пространстве.
Проведение системы занятий педагогического коллектива
по современным информационным технологиям.
Овладение педагогами способностью использования сети
Интернет, её вещательных, поисковых и интерактивных
услуг.
Функционирование
сайтов
детских
творческих
коллективов

2022 – 2027

2

3
4
5

6

2022 – 2027
2022 – 2027
2023
2023

2024

5. Ожидаемая результативность Программы
Мероприятия Программы призваны активизировать деятельность всех
субъектов образовательного процесса. Реализация Программы развития
будет способствовать качественному улучшению образования обучающихся
на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования,
формального и неформального образования, учитывая их разные стартовые
возможности.

21

В
результате
выполнения
Программы
ожидается
рост
удовлетворенности качеством образовательного процесса со стороны всех
его субъектов:








юные горожане будут увереннее использовать образовательный
потенциал МБУ ДО «ДДТ» как ресурс собственного развития и
самореализации;
родители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг
дополнительного образования; гарантию педагогической поддержки и
помощи детям, нуждающимся в ней; удовлетворенность качеством
событий воспитывающего характера, организованных с участием детей
и юношества;
жители города выразят поддержку проявлениям социальной
активности и ответственности со стороны юных горожан; будут
удовлетворены снижением асоциальных проявлений в среде детей и
молодежи;
представители
различных
социальных
институтов
получат
возможность действенной помощи образовательному учреждению в
разработке и реализации совместных образовательных программ и
проектов.

Реализация Программы обеспечит рост социальной зрелости и общей
культуры выпускников МБУ ДО «ДДТ».
Осуществление Программы обеспечит дополнительные возможности
для развития личности молодого жителя г. Кизляра с активной гражданской
позицией, умеющей свободно ориентироваться в условиях гражданского
общества и развивающейся экономики, способной к творчеству,
самореализации в условиях социально-полезной деятельности.
Мероприятия, предлагаемые в рамках Программы по направлениям
работы, позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые
формы, средства и механизмы образовательной работы для формирования
базовых общечеловеческих ценностей у детей, подростков, юношей и
девушек с. Аксай.
Главным результатом реализации Программы развития по расширенному
сценарию предполагается достижение состояния лидерства на рынке
образовательных услуг города в секторе учреждений дополнительного
образования детей.
Критерии результативности образовательной деятельности:
22

 активная познавательная позиция участников образовательного
процесса;
 компетентность и заинтересованность детей в овладении способами
активной познавательной деятельности;
 владение приёмами творческого мышления;
 развитость творческого воображения, образного мышления;
 способность к решению дивергентных задач, креативность;
 наличие способности выделять и формулировать проблемы, находить
пути их решения, проводить исследования, разрабатывать и
реализовать проекты;
 наличие комфортности обучения для одарённых учащихся.
Показатели отслеживания результативности
 успехи и достижения обучающихся в процессе освоения
образовательных программ
 массовость участия в конкурсной, проектной, исследовательской
деятельности на основе свободного выбора
 умение формулировать вопросы, проблемы, противоречия, гипотезы
 наличие высокой познавательной мотивации
 удовлетворённость
учащихся
организацией
учебного
и
воспитательного процесса
Методы отслеживания результативности
 отслеживание и анализ результативности обучения не реже двух раз в
год;
 наблюдение за проявлением умений при выполнении заданий в
учебном процессе;
 анкетирование учащихся о степени удовлетворенности собственными
успехами;
 анализ творческих работ учащихся;
 педагогические тесты сформированности интеллектуальных умений.
Сценарии развития Дома детского творчества
Этапы реализации программы развития
 диагностико-проектировочный
(уточнение,
доработка,
принятие
Программы развития);
 подготовительный (изучение и выбор современных педагогических
технологий, обучение педагогов, повышение заинтересованности и
23

понимание инноваций родителями и учащимися, включение их в
творческий поиск, разработка программ);
 этап локальных изменений (работа инициативных и творческих групп
педагогов, апробация программ);
 этап системных изменений (распространение достижений творческих
групп на весь коллектив, создание новых традиций, сотворчество
учащихся и педагогов по направлениям проектной деятельности);
 итоговый (оформление результатов работы, методических разработок и
т.д.).
Важным фактором успешной реализации программы развития является
взаимосоответствие и взаимосвязь представленных проектов, когда события
одного направления способствуют успешности событий из другого проекта.
Программа развития носит вероятностный характер, и степень её
реализации может быть различной в зависимости от экономических и
правовых условий функционирования системы дополнительного образования
детей в целом и Дома детского творчества, в частности.
В связи с этим можно выделить оптимальный сценарий развития
образовательного учреждения (частичная реализация предложенных
проектов) и расширенный сценарий (полная реализация предложенных
проектов).
Сильные
стороны
(внутренние
факторы)
Сплочённый
увлечённый
высокопрофессиональный
педагогический коллектив.

Слабые
стороны
(внутренние
факторы)
Недостаток помещений, оборудования,
материальных ресурсов.
Низкий
уровень
исходного
физического, волевого, социальноличностного развития учащихся.

Поддержка деятельности учреждения
родительской общественностью.
Высокий
уровень
реализуемых
образовательных
и
досуговых
программ, достижений учащихся
Угрозы (внешние факторы)
Перегрузка учащихся в школе, её
значительное возрастание в старших
классах.

Психологическая усталость педагогов

Возможности (внешние факторы)
Позитивные
ориентиры
развития
системы образования страны.

24

Значительное
сокращение
финансирование учреждения.
Отношение
к
дополнительному
образованию как к второстепенному.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».