Пояснительная записка Направленность программы: естественнонаучная Актуальность программы. Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее вашего ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной арифметики на умственное развитие детей. Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия. Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся. В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым, одновременно помогая более слабым Адресат программы Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что вхождение в программу «Ментальная арифметика» возможно для детей с 6 до 13 лет в любой промежуток времени, так как по принципу персонализации дополнительного образования посредством выстраивания индивидуальных образовательных траекторий выставляются свои цели, задачи и планируемые результаты. Объем и срок освоения программы Общеобразовательная программа «Ментальная арифметика» (сложение и вычитание) рассчитана на 1 год обучения Формы обучения –очная и дистанционная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка Особенности организации образовательного процесса Программа обучения Менар строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности. Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа. В объединение принимаются дети разных возрастов и категорий (ЗПР, ЗПРР, ЗРР, РАС) на основе просмотра детей и рекомендаций ПМПк. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора. Режим занятий Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования «Ментальная арифметика» на протяжении всего курса обучения проводятся: для детей 8-10 лет - 1 раз в неделю по 2 часа продолжительностью 45 минут с 15 минутным перерывом после каждого часа занятий, всего – 3 часа в неделю; в год – 216 часов. Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе. Основные задачи Обучающие: - совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических счет Абакус; - обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти. Развивающие: - развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и наблюдательности, способности к визуализации; - развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка; - развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода; Воспитывающие: - воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе. - воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике. - воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей. Содержание программы Раздел 1 Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы Раздел 2. Теория: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы Раздел 3. Теория: Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99 Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы Раздел 4. Теория: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999 Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы Раздел 5. Теория: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров на сложение методом «Помощь брата». Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы Раздел 6 Теория: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга». Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10. Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга» Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы Раздел 7. Теория: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом. Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы Раздел 8. Теория: Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел. Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Диагностика Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы Планируемые результаты В результате освоения программы дети должны: -иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья); -знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и указательного пальцев; -уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом; -уметь набирать числа (1-10000) на абакусе; -освоить простое сложение и вычитание на абакусе; -освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе; -освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе; -освоить комбинированный метод сложения и вычитания. - иметь конкретные представления о составе многозначных чисел; - уметь оперировать многозначными числами на абакусе. В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе. У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе, Учебно-тематическое планирование По фа кту Дата 1.09 Время проведен ия 1400-1500 00 № зан 1 2.09 14 -15 00 2 3.09 1400-1500 3 8.09 00 14 -15 00 4 9.09 00 14 -15 00 5 10.09 1400-1500 6 16.09 1400-1500 7 00 17.09 14 -15 00 8 22.09 1400-1500 9 23.09 1400-1500 10 Название темы Количество часов Теор ия День знаний. Урок мира. Инструктаж по ТБ,ПБ,ЧС. Тренировочные упражнения. Диктант ( поТБ,ПБ,ЧС). Знакомство с детьми. Знакомство с ментальной арифметикой Акетирование-определение первоначального уровня ЗУН. Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья» Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев. Тренировка пальцев. Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Выполнение заданий на добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Пра кти ка 2 2 Ито го 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Форма занятия Форма контрол я Решение примеров Решение примеров 24.09 1400-1500 11 29.09 1400-1500 12 30.09 1400-1500 13 1.10 1400-1500 14 6.10 1400-1500 15 7.10 1400-1500 16 8.10 1400-1500 17 13.10 1400-1500 18 14.10 1400-1500 19 15.10 1400-1500 20 20.21 1400-1500 21 21.10 1400-1500 22 22.10 1400-1500 23 27.10 1400-1500 24 28.10 1400-1500 25 Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9 Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9. Набор чисел от 10 до 99 Определение чисел с абакуса. Набор чисел от 10 до 99 Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах 10-99. Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе Простое сложение. Примеры на простое сложение Простое вычитание. Примеры простое вычитание Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999. Закрепление пройденного. Решение примеров на простое сложение и вычитание. Сложение с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула сложения с 5: +1=+5-4 и базовое упражнение к ней: 4+1 Формула сложения с 5: +2=+5-3 и базовые упражнения к ней: 3+2 и 4+2 Формула сложения с 5: +3=+5-2 и базовые упражнения к ней: 2+3, 3+3, 4+3 Формула сложения с 5: +4=+5-1 и базовые упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4 Формула сложения с 5: +4=+5-1 и базовые упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4 . 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 2 2 Решение примеров Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 29.10 1400-1500 26 3.11 1400-1500 27 5.11 1400-1500 28 10.11 1400-1500 29 11.11 1400-1500 30 12.11 1400-1500 31 17.11 1400-1500 32 18.11 1400-1500 33 19.11 1400-1500 34 24.11 1400-1500 35 25.11 1400-1500 36 26.11 1400-1500 37 1.12 1400-1500 38 2.12 1400-1500 39 Закрепление пройденного. Выполнение базовых упражнений на сложение с 5. Вычитание с помощью пятерки методом «Помощь брата». Формула вычитания с помощью пятерки: -4= 5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4 Формула вычитания с помощью пятерки: -4= 5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4 Формула вычитания с помощью пятерки: -3=5+2 и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3 Формула вычитания с помощью пятерки: -3=5+2 и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3 Формула вычитания с помощью пятерки: -2=5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2 Формула вычитания с помощью пятерки: -2=5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2 Формула вычитания с помощью пятерки: -1=5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1 Формула вычитания с помощью пятерки: -1=5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1 Закрепление пройденного. Сложение и вычитание с пятеркой методом «Помощь брата» Закрепление пройденного. Сложение и вычитание с пятеркой методом «Помощь брата» Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата» Сложение с 10 методом «Помощь друга» Формула добавления с помощью десятки: +9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение специально подобранных примеров. 2 Решение примеров 2 Решение примеров 2 2 Решение примеро 2 2 Решение примеро 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров Решение примеров 2 2 2 2 3.12 1400-1500 40 8.12 1400-1500 41 9.12 1400-1500 42 10.12 1400-1500 43 15.12 1400-1500 44 16.12 1400-1500 45 17.12 1400-1500 46 22.12 1400-1500 47 Формула добавления с помощью десятки: +9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9, 3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8, 4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7, 8+7, 9+7. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7, 8+7, 9+7. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5, 7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных примеров. 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 2 2 2 Решение примеров 23.12 1400-1500 48 24.12 1400-1500 49 29.12 1400-1500 50 30.12 1400-1500 51 31.12 1400-1500 52 12.01 1400-1500 53 13.01 1400-1500 54 14.01 1400-1500 55 19.01 1400-1500 56 Анкетирование- определения промежуточного уровня ЗУН. Формула добавления с помощью десятки: +5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5, 7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4, 8+4, 9+4. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4, 8+4, 9+4. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3, 9+3. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3, 9+3. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2. Решение специально подобранных примеров. Формула добавления с помощью десятки: +1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1. Решение специально подобранных примеров. 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 20.01 1400-1500 57 21.01 1400-1500 58 26.01 1400-1500 59 27.01 1400-1500 60 28.01 1400-1500 61 2.02 1400-1500 62 3.02 1400-1500 63 4.02 1400-1500 64 9.02 1400-1500 65 10.02 1400-1500 66 Формула добавления с помощью десятки: +1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1. Решение специально подобранных примеров. Закрепление пройденного. Решение примеров на сложение с 10. Закрепление пройденного. Решение примеров на сложение с 10. Вычитание с 10 методом «Помощь друга» 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10 +1 и базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9, 13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10 +1 и базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9, 13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки -8 = 10 +2 и базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8, 12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки -8 = 10 +2 и базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8, 12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки -7 = 10 +3 и базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7, 15-7, 16-7. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки -7 = 10 +3 и базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7, 2 2 Решение примеров Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 11.02 1400-1500 67 16.02 1400-1500 68 17.02 1400-1500 69 18.02 1400-1500 70 24.02 1400-1500 71 25.02 1400-1500 72 2.03 1400-1500 73 3.03 1400-1500 74 15-7, 16-7. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -6 = 10 +4 и базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -6 = 10 +4 и базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = 10 +5 и базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5, 12-5, 13-5, 14-5. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = 10 +5 и базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5, 12-5, 13-5, 14-5. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = 10 +5 и базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5, 12-5, 13-5, 14-5. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = 10 +6 и базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4, 12-4, 13-4. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = 10 +6 и базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4, 12-4, 13-4. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -3 = 10 +7 и базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3, 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 4.03 1400-1500 75 9.03 1400-1500 76 10.03 1400-1500 77 11.03 1400-1500 78 16.03 1400-1500 79 17.03 1400-1500 80 18.03 1400-1500 81 23.03 1400-1500 82 24.03 1400-1500 83 25.03 1400-1500 84 12-3. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -3 = 10 +7 и базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3, 12-3. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -2 = 10 +8 и базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -2 = 10 +8 и базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -1 = 10 +9 и базовые упражнения к ней: 10-1. Решение специально подобранных примеров. Формулы вычитания с помощью десятки: -1 = 10 +9 и базовые упражнения к ней: 10-1. Решение специально подобранных примеров. Закрепление пройденного. Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга». Закрепление пройденного. Решение примеров на вычитание с десяткой методом «Помощь друга». Сложение комбинированным методом Формула сложения комбинированным методом: +6= +11 -5 или +10-4 (-5+1) и базовые упражнения к ней: 5+6, 6+6, 7+6, 8+6 Формула сложения комбинированным методом: +6= +11 -5 или +10-4 (-5+1) и базовые упражнения к ней: 5+6, 6+6, 7+6, 8+6 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 2 2 Решение примеров Решение примеров 2 2 Решение примеров 30.03 1400-1500 85 31.03 1400-1500 86 1.04 1400-1500 87 6.04 1400-1500 88 7.04 1400-1500 89 8.04 1400-1500 90 13.04 1400-1500 91 14.04 1400-1500 92 15.04 1400-1500 93 20.04 1400-1500 94 Формула сложения комбинированным методом: +7= +12-5 или +10-3 (-5+2) и базовые упражнения к ней: 5+7, 6+7, 7+7 Формула сложения комбинированным методом: +7= +12-5 или +10-3 (-5+2) и базовые упражнения к ней: 5+7, 6+7, 7+7 Формула сложения комбинированным методом: +8= +13-5 или +10-2 (-5+3) и базовые упражнения к ней: 5+8, 6+8 Формула сложения комбинированным методом: +8= +13-5 или +10-2 (-5+3) и базовые упражнения к ней: 5+8, 6+8 Формула сложения комбинированным методом: +9= +14-5 или +10-1 (-5+4) и базовые упражнения к ней: 5+9 Формула сложения комбинированным методом: +9= +14-5 или +10-1 (-5+4) и базовые упражнения к ней: 5+9 Вычитание комбинированным методом Формулы вычитания комбинированным методом: -6= -11+5 или -10+4 (+5-1) и базовые упражнения к ней: 11-6, 12-6, 13-6, 14-6 Формулы вычитания комбинированным методом: -6= -11+5 или -10+4 (+5-1) и базовые упражнения к ней: 11-6, 12-6, 13-6, 14-6 Формулы вычитания комбинированным методом: -7= -12 +5 или -10+3 (+5-2) и базовые упражнения к ней: 12-7, 13-7, 14-7 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 Решение примеров Решение примеров 2 2 2 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 21.04 1400-1500 95 22.04 1400-1500 96 27.04 1400-1500 97 28.04 1400-1500 98 29.04 1400-1500 99 4.05 1400-1500 100 5.05 1400-1500 101 6.05 1400-1500 102 11.05 1400-1500 103 12.05 1400-1500 104 13.05 1400-1500 105 Формулы вычитания комбинированным методом: -7= -12 +5 или -10+3 (+5-2) и базовые упражнения к ней: 12-7, 13-7, 14-7 Формулы вычитания комбинированным методом: -8= -13 +5 или -10+2 (+5-3) и базовые упражнения к ней: 13-8, 14-8 Формулы вычитания комбинированным методом: -8= -13 +5 или -10+2 (+5-3) и базовые упражнения к ней: 13-8, 14-8 Формулы вычитания комбинированным методом: -9= -14 +5 или -10+1 (+5-4) и базовое упражнение к ней: 14-9 Формулы вычитания комбинированным методом: -9= -14 +5 или -10+1 (+5-4) и базовое упражнение к ней: 14-9 Закрепление пройденного. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. Закрепление пройденного. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом. Сложение и вычитание многозначных чисел методом «Помощь друга» Сложение и вычитание многозначных чисел комбинированным методом 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 2 2 Решение примеров 18.05 1400-1500 106 19.05 1400-1500 107 20.05 1400-1500 108 Закрепление пройденного. Выполнение заданий на сложение и вычитание комбинированным методом. Итоговый уровень ЗУН. Итоговое занятие. Повторение пройденного материала 2 2 2 2 Решение примеров 2 Решение примеров Решение примеров 2 Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы Материал Ноутбук Интерактивный стол Индивидуальные счёты Абакус Демонстрационные счеты Абакус Стол, стул Принтер Флеш-карты Настольно-печатные игры Интерактивные, онлайн игры Количество 1 1 11 1 5,11 1 11 Примечание Для работы педагога Для демонстрации информации Для работы детей в классе и дома Для работы педагога Индивидуальное рабочее место ребенка Для распечатки материала Для работы педагога и детей Информационное обеспечение: видео (ютуб) «Ментальная арифметика для каждого», «Маленькие гении» Кадровое обеспечение: педагог ДО Кужагильдина В.Р., образование высшее педагогическое Формы аттестации: решение детьми примеров на время, проверка освоения детьми первого (второго, третьего, четвертого) уровня работы с абакусом, показательные выступления одаренных детей. Мониторинг проводится после каждого уровня счета на скорость . Высокий уровень (ребенок говорит ответ в течении 5 секунд) Средний уровень (ребенок говорит ответ в течении 6 -7 секунд) Низкий уровень (ребенок говорит ответ в течении 8 секунд и более) Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта) ФИО обучающегося ___________________________ Возраст (класс) ________ Показатели для мониторинга Эмоциональная вовлеченность ребенка в работу на занятии Умение набирать и распознавать числа 1-1000 на абакусе (работа двумя руками, работа пальцами) Умение складывать и вычитать числа на абакусе простым способом Умение складывать и вычитать числа на абакусе с пятеркой методом «Помощь брата» Умение складывать и вычитать числа на абакусе с десяткой методом «Помощь друга» Умение складывать и вычитать числа на абакусе комбинированным методом Ментальный счет Сформиро-ваны увлеченность, толерантное поведение, Уровень на начало учебного года Уровень на конец учебного года готовность и способность вести диалог со сверстниками и педагогом Способен к самостоятельному поиску методов решения практических задач Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий: на счётах «Абакус» при ментальном счете (скорость, кол-во чисел) По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения. Уровни освоения программы 1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными полученными знаниями. 2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога. 3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами. Самостоятелен при выполнении заданий. Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его предшествующих результатов. Методические материалы Особенности организации образовательного процесса: Основная группа детей будет обучаться на занятиях. Некоторые дети выбрали дистанционное обучение. Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный. Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения. Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 10-12 человек). Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время. Педагогические технологии: личностно-ориентированное системно-деятельностное обучение, технология индивидуализации обучения, технология разноуровневого обучения, технология дистанционного обучения. Алгоритм учебного занятия: организационно-мотивационная часть, актуализация знаний по теме, информационная часть, усвоение новых знаний и способов действий, проверка понимания, практические задания с объяснением соответствующих правил, тренировочные упражнения, обобщение и систематизация знаний, анализ успешности достижения цели, рефлекция, итоговая часть. Список литературы 1.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6» 2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения» 3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59. 4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53. 5. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников // Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225. 6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика» 7..Учебник по ментальной арифметике 8..Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех» 9.http://menar.ru.com 10.YouTube «Ментальная арифметика для каждого 11.Онлайн-тренажер «Абакус» Инструкция по технике безопасности для детей I. Общие требования безопасности 1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в классе 2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета 3. Не загромождать проходы сумками и портфелями 4. Не включать электроосвещение и средства ТСО 5. Не открывать форточки и окна 6. Не передвигать учебные столы и стулья 7. Не трогать руками электрические розетки 8. Травмоопасность в кабинете: - при включении электроосвещения - при включении приборов ТСО - при переноске оборудования и т.п. 9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей 10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления II. Требования безопасности перед началом занятий 1. Не открывать ключом дверь кабинета 2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь 3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности 4. Не менять рабочее место без разрешения учителя III. Требования безопасности во время занятий 1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога 2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока 3. Не включать самостоятельно приборы ТСО 4. Не переносить оборудование и ТСО 5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях 1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке 2. В случае получения травмы, обратиться к педагогу за помощью 3. При плохом самочувствии или при внезапном заболевании сообщить педагогу V. Требования безопасности по окончании занятий 1. Приводить своё рабочее место в порядок 2. Не покидать своё рабочее место без разрешения педагога 3. Выходить из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину