Ментальная арифметика -

Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность программы.
Ментальная арифметика представляет собой систему развития детей средствами математических вычислений, специальных
упражнений по синхронизации полушарий мозга, развитию восприятия, внимания, мышления, памяти, речи. Согласно данным научных
исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей с рождения до десяти лет. Навыки, приобретенные в
этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на
успешное будущее вашего ребенка. Данные международных исследований свидетельствуют о положительном влиянии ментальной
арифметики на умственное развитие детей.
Отличительными особенностями программы является то, что ментальная арифметика способствует совершенствованию
вычислительных навыков с помощью абакуса. Абакус дает конкретное и наглядное представление о числе, его составе, о смысле сложения и
вычитания. При работе с абакусом у детей одновременно включаются и визуальное, и слуховое, и кинестетическое восприятия.
Абакус отличается от традиционных счетов тем, что числа откладываются на нем горизонтально слева направо. Числовую
информацию мы читаем, произносим, пишем слева направо. Устные вычисления производим тоже слева направо. При работе с абакусом не
нарушается этот алгоритм, что способствует улучшению вычислительных навыков обучающихся.
В отличие от калькулятора и других вычислительных машин, которые дети осваивают рано, и которые могут тормозить мозговую
деятельность, счет на абакусе наоборот повышает умственное развитие комплексом манипуляций. Кроме обучения, в процессе занятий дети
учатся правильно общаться с разными детьми. Развитие социальности дает возможность активно и плодотворно работать, быть
адаптированным в современном быстро меняющемся обществе, чувствовать себя нужным, общительным, толерантным и отзывчивым,
одновременно помогая более слабым
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 7-10 лет. Плавающий возрастной барьер обусловлен тем, что вхождение в программу «Ментальная
арифметика» возможно для детей с 6 до 13 лет в любой промежуток времени, так как по принципу персонализации дополнительного
образования посредством выстраивания индивидуальных образовательных траекторий выставляются свои цели, задачи и планируемые
результаты.
Объем и срок освоения программы
Общеобразовательная программа «Ментальная арифметика» (сложение и вычитание) рассчитана на 1 год обучения

Формы обучения –очная и дистанционная. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий
для более успешной реализации способностей ребёнка
Особенности организации образовательного процесса
Программа обучения Менар строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития. Адекватность
требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
Индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
В объединение принимаются дети разных возрастов и категорий (ЗПР, ЗПРР, ЗРР, РАС) на основе просмотра детей и рекомендаций
ПМПк. Принимаются все желающие дети без конкурсного отбора.
Режим занятий
Занятия по общеобразовательной программе дополнительного образования «Ментальная арифметика» на протяжении всего курса
обучения проводятся:
для детей 8-10 лет - 1 раз в неделю по 2 часа продолжительностью 45 минут с 15 минутным перерывом после каждого часа занятий,
всего – 3 часа в неделю; в год – 216 часов.

Цель: развитие интеллектуальных и познавательных способностей, вычислительных навыков детей, возможностей восприятия и
обработки информации посредством обучения счету на абакусе.
Основные задачи
Обучающие:
- совершенствование вычислительных навыков с помощью арифметических счет Абакус;
- обучение умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной
памяти.
Развивающие:
- развитие концентрации внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логики и воображения, слуха и
наблюдательности, способности к визуализации;
- развитие мелкой моторики детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развитие познавательной активности через применение технологии личностно-ориентированного деятельностного подхода;

Воспитывающие:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.

Содержание программы
Раздел 1
Теория: Знакомство с детьми. Инструктаж по ТБ детей. Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: «братья» и
«друзья». Правила передвижения бусинок, использование большого и указательного пальцев.
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы
Раздел 2.
Теория: Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 1-4. Изучение
чисел 5-9 на абакусе. Добавление и вычитание на абакусе чисел 5-9. Выполнение заданий на простое сложение и вычитание в пределах 1-9.
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы
Раздел 3.
Теория: Набор чисел от 10 до 99. Определение чисел с абакуса. Выполнение упражнений на простое сложение и вычитание в пределах
10-99
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы
Раздел 4.
Теория: Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на абакусе. Определение чисел с абакуса в пределах 100-999. Простое сложение в
пределах 100-999. Решение примеров на простое сложение в пределах 100-999. Простое вычитание в пределах 100-999. Решение примеров на
простое вычитание в пределах 100-999. Выполнение упражнений на простое вычитание и сложение в пределах 100-999
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы
Раздел 5.
Теория: Сложение с 5 методом «Помощь брата». Формулы добавления чисел 1-4. Базовые упражнения на сложение с 5. Решение примеров
на сложение методом «Помощь брата».

Вычитание с 5 методом «Помощь брата». Формулы вычитания чисел 1-4. Базовые упражнения на вычитание с 5. Выполнение примеров
методом «Помощь брата». Сложение и вычитание с 5 методом «Помощь брата». Решение примеров на сложение и вычитание с 5 методом
«Помощь брата»
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы
Раздел 6
Теория: Сложение с 10 методом «Помощь друга». Формулы добавления чисел 1-9. Базовые упражнения на сложение с 10. Решение
примеров на сложение с 10 методом «Помощь друга».
Вычитание с 10 методом «Помощь друга». Формулы вычитания с 10 методом «Помощь друга». Базовые упражнения на вычитание с 10.
Решение примеров на вычитание с 10 методом «Помощь друга». Выполнение заданий на сложение и вычитание с 10 методом «Помощь друга»
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы
Раздел 7.
Теория: Сложение комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения сложения комбинированным методом.
Вычитание комбинированным методом. Формулы и базовые упражнения вычитания комбинированным методом
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы
Раздел 8.
Теория: Многозначные числа. Простое сложение вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел с 5 и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь друга», комбинированным методом.
Диагностика
Практика: Выполнение заданий, решение примеров на закрепление темы
Планируемые результаты
В результате освоения программы дети должны:
-иметь элементарное представление о ментальной арифметике, об Абакусе и его конструкции (братья и друзья);
-знать правила передвижения бусинок (цифры от 0 до 9), использования большого и указательного пальцев;
-уметь правильно использовать обе руки при работе с абакусом;
-уметь набирать числа (1-10000) на абакусе;
-освоить простое сложение и вычитание на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь брата» на абакусе;
-освоить метод сложения и вычитания «Помощь друга» на абакусе;
-освоить комбинированный метод сложения и вычитания.

- иметь конкретные представления о составе многозначных чисел;
- уметь оперировать многозначными числами на абакусе.
В результате прохождения программы у обучающихся повысятся вычислительные навыки и улучшится успеваемость в школе.
У обучающихся повысится познавательная активность, улучшится интеллектуальные и творческие способности, а также возможности
восприятия и обработки информации посредством обучения счету на абакусе
Обучающиеся станут более социально адаптированными, общительными, отзывчивыми, уверенными в себе,

Учебно-тематическое планирование
По
фа
кту

Дата

1.09

Время
проведен
ия

1400-1500
00

№
зан

1

2.09

14 -15

00

2

3.09

1400-1500

3

8.09

00

14 -15

00

4

9.09

00

14 -15

00

5

10.09

1400-1500

6

16.09

1400-1500

7

00

17.09

14 -15

00

8

22.09

1400-1500

9

23.09

1400-1500

10

Название темы

Количество часов
Теор
ия

День знаний. Урок мира.
Инструктаж по ТБ,ПБ,ЧС.
Тренировочные упражнения.
Диктант ( поТБ,ПБ,ЧС).
Знакомство с детьми. Знакомство с ментальной
арифметикой
Акетирование-определение
первоначального
уровня ЗУН.
Абакус и его конструкция: «братья» и «друзья»
Правила передвижения бусинок, использование
большого и указательного пальцев. Тренировка
пальцев.
Знакомство с числами 1-4 на абакусе. Изучение
цифр 1-4 на абакусе. Добавление и вычитание на
абакусе чисел 1-4.
Выполнение заданий на добавление и
вычитание на абакусе чисел 1-4.

Пра
кти
ка

2
2

Ито
го

2

2
2
2
2
2

2

2

2
2

2
2

2
2

2

2

2

2

Форма
занятия

Форма
контрол
я

Решение
примеров

Решение
примеров

24.09

1400-1500

11

29.09

1400-1500

12

30.09

1400-1500

13

1.10

1400-1500

14

6.10

1400-1500

15

7.10

1400-1500

16

8.10

1400-1500

17

13.10

1400-1500

18

14.10

1400-1500

19

15.10

1400-1500

20

20.21

1400-1500

21

21.10

1400-1500

22

22.10

1400-1500

23

27.10

1400-1500

24

28.10

1400-1500

25

Изучение чисел 5-9 на абакусе. Добавление и
вычитание на абакусе чисел 5-9
Выполнение заданий на простое сложение и
вычитание в пределах 1-9.
Набор чисел от 10 до 99
Определение чисел с абакуса. Набор чисел от
10 до 99
Выполнение упражнений на простое сложение
и вычитание в пределах 10-99.
Набор трехзначных чисел от 100 до 999 на
абакусе
Простое сложение. Примеры на простое
сложение
Простое вычитание. Примеры простое
вычитание
Выполнение упражнений на простое вычитание
и сложение в пределах 100-999.
Закрепление пройденного. Решение примеров
на простое сложение и вычитание.
Сложение с помощью пятерки методом
«Помощь брата». Формула сложения с 5: +1=+5-4
и базовое упражнение к ней: 4+1
Формула сложения с 5: +2=+5-3 и базовые
упражнения к ней: 3+2 и 4+2
Формула сложения с 5: +3=+5-2 и базовые
упражнения к ней: 2+3, 3+3, 4+3
Формула сложения с 5: +4=+5-1 и базовые
упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4
Формула сложения с 5: +4=+5-1 и базовые
упражнения к ней: 1+4, 2+4, 3+4, 4+4 .

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

2

2

Решение
примеров
Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

29.10

1400-1500

26

3.11

1400-1500

27

5.11

1400-1500

28

10.11

1400-1500

29

11.11

1400-1500

30

12.11

1400-1500

31

17.11

1400-1500

32

18.11

1400-1500

33

19.11

1400-1500

34

24.11

1400-1500

35

25.11

1400-1500

36

26.11

1400-1500

37

1.12

1400-1500

38

2.12

1400-1500

39

Закрепление пройденного. Выполнение базовых
упражнений на сложение с 5.
Вычитание с помощью пятерки методом
«Помощь брата».
Формула вычитания с помощью пятерки: -4= 5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4
Формула вычитания с помощью пятерки: -4= 5+1 и базовое упражнение к ней: 5-4, 6-4, 7-4, 8-4
Формула вычитания с помощью пятерки: -3=5+2 и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3
Формула вычитания с помощью пятерки: -3=5+2 и базовые упражнения к ней: 5-3, 6-3, 7-3
Формула вычитания с помощью пятерки: -2=5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2
Формула вычитания с помощью пятерки: -2=5+3 и базовые упражнения к ней: 5-2 и 6-2
Формула вычитания с помощью пятерки: -1=5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1
Формула вычитания с помощью пятерки: -1=5+4 и базовые упражнения к ней: 5-1
Закрепление пройденного. Сложение и
вычитание с пятеркой методом «Помощь брата»
Закрепление пройденного. Сложение и
вычитание с пятеркой методом «Помощь брата»
Решение примеров на сложение и вычитание с
5 методом «Помощь брата»
Сложение с 10 методом «Помощь друга»
Формула добавления с помощью десятки:
+9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9,
3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение
специально подобранных примеров.

2

Решение
примеров

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеро

2

2

Решение
примеро

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров
Решение
примеров

2
2

2

2

3.12

1400-1500

40

8.12

1400-1500

41

9.12

1400-1500

42

10.12

1400-1500

43

15.12

1400-1500

44

16.12

1400-1500

45

17.12

1400-1500

46

22.12

1400-1500

47

Формула добавления с помощью десятки:
+9=+10-1 и базовые упражнения к ней 1+9, 2+9,
3+9, 4+9, 6+9, 7+9, 8+9, 9+9. Решение
специально подобранных примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8,
4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально
подобранных примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+8=+10-2 и базовые упражнения к ней: 2+8, 3+8,
4+8, 7+8, 8+8, 9+8. Решение специально
подобранных примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7,
8+7, 9+7. Решение специально подобранных
примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+7=+10-3 и базовые упражнения к ней 3+7, 4+7,
8+7, 9+7. Решение специально подобранных
примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6.
Решение специально подобранных примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+6=+10-4 и базовые упражнения к ней 4+6, 9+6.
Решение специально подобранных примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5,
7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных
примеров.

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

2

2

2

Решение
примеров

23.12

1400-1500

48

24.12

1400-1500

49

29.12

1400-1500

50

30.12

1400-1500

51

31.12

1400-1500

52

12.01

1400-1500

53

13.01

1400-1500

54

14.01

1400-1500

55

19.01

1400-1500

56

Анкетирование- определения промежуточного
уровня ЗУН.
Формула добавления с помощью десятки:
+5=+10-5 и базовые упражнения к ней 5+5, 6+5,
7+5, 8+5, 9+5. Решение специально подобранных
примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4,
8+4, 9+4. Решение специально подобранных
примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+4=+10-6 и базовые упражнения к ней 6+4, 7+4,
8+4, 9+4. Решение специально подобранных
примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3,
9+3. Решение специально подобранных
примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+3=+10-7 и базовые упражнения к ней: 7+3, 8+3,
9+3. Решение специально подобранных
примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2.
Решение специально подобранных примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+2=+10-8 и базовые упражнения к ней: 8+2, 9+2.
Решение специально подобранных примеров.
Формула добавления с помощью десятки:
+1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1.
Решение специально подобранных примеров.

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

20.01

1400-1500

57

21.01

1400-1500

58

26.01

1400-1500

59

27.01

1400-1500

60

28.01

1400-1500

61

2.02

1400-1500

62

3.02

1400-1500

63

4.02

1400-1500

64

9.02

1400-1500

65

10.02

1400-1500

66

Формула добавления с помощью десятки:
+1=+10-9 и базовые упражнения к ней: 9+1.
Решение специально подобранных примеров.
Закрепление пройденного. Решение примеров на
сложение с 10.
Закрепление пройденного. Решение примеров
на сложение с 10.
Вычитание с 10 методом «Помощь друга»

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10
+1 и базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9,
13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально
подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки -9=-10
+1 и базовые упражнения к ней: 10-9, 11-9, 12-9,
13-9, 15-9, 16-9, 17-9, 18-9. Решение специально
подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки -8 = 10 +2 и базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8,
12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально
подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки -8 = 10 +2 и базовые упражнения к ней: 10-8. 11-8,
12-8, 15-8, 16-8, 17-8. Решение специально
подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки -7 = 10 +3 и базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7,
15-7, 16-7. Решение специально подобранных
примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки -7 = 10 +3 и базовые упражнения к ней: 10-7, 11-7,

2

2

Решение
примеров
Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

11.02

1400-1500

67

16.02

1400-1500

68

17.02

1400-1500

69

18.02

1400-1500

70

24.02

1400-1500

71

25.02

1400-1500

72

2.03

1400-1500

73

3.03

1400-1500

74

15-7, 16-7. Решение специально подобранных
примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -6 = 10 +4 и базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6.
Решение специально подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -6 = 10 +4 и базовые упражнения к ней: 10-6, 15-6.
Решение специально подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = 10 +5 и базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5,
12-5, 13-5, 14-5. Решение специально
подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = 10 +5 и базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5,
12-5, 13-5, 14-5. Решение специально
подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -5 = 10 +5 и базовые упражнения к ней: 10-5, 11-5,
12-5, 13-5, 14-5. Решение специально
подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = 10 +6 и базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4,
12-4, 13-4. Решение специально подобранных
примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -4 = 10 +6 и базовые упражнения к ней: 10-4, 11-4,
12-4, 13-4. Решение специально подобранных
примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -3 = 10 +7 и базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3,

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

4.03

1400-1500

75

9.03

1400-1500

76

10.03

1400-1500

77

11.03

1400-1500

78

16.03

1400-1500

79

17.03

1400-1500

80

18.03

1400-1500

81

23.03

1400-1500

82

24.03

1400-1500

83

25.03

1400-1500

84

12-3. Решение специально подобранных
примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -3 = 10 +7 и базовые упражнения к ней: 10-3, 11-3,
12-3. Решение специально подобранных
примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -2 = 10 +8 и базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2.
Решение специально подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -2 = 10 +8 и базовые упражнения к ней: 10-2, 11-2.
Решение специально подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -1 = 10 +9 и базовые упражнения к ней: 10-1.
Решение специально подобранных примеров.
Формулы вычитания с помощью десятки: -1 = 10 +9 и базовые упражнения к ней: 10-1.
Решение специально подобранных примеров.
Закрепление пройденного. Решение примеров на
вычитание с десяткой методом «Помощь друга».
Закрепление пройденного. Решение примеров
на вычитание с десяткой методом «Помощь
друга».
Сложение комбинированным методом
Формула сложения комбинированным
методом: +6= +11 -5 или +10-4 (-5+1) и базовые
упражнения к ней: 5+6, 6+6, 7+6, 8+6
Формула сложения комбинированным
методом: +6= +11 -5 или +10-4 (-5+1) и базовые
упражнения к ней: 5+6, 6+6, 7+6, 8+6

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

2

2

Решение
примеров
Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

30.03

1400-1500

85

31.03

1400-1500

86

1.04

1400-1500

87

6.04

1400-1500

88

7.04

1400-1500

89

8.04

1400-1500

90

13.04

1400-1500

91

14.04

1400-1500

92

15.04

1400-1500

93

20.04

1400-1500

94

Формула сложения комбинированным
методом: +7= +12-5 или +10-3 (-5+2) и базовые
упражнения к ней: 5+7, 6+7, 7+7
Формула сложения комбинированным
методом: +7= +12-5 или +10-3 (-5+2) и базовые
упражнения к ней: 5+7, 6+7, 7+7
Формула сложения комбинированным
методом: +8= +13-5 или +10-2 (-5+3) и базовые
упражнения к ней: 5+8, 6+8
Формула сложения комбинированным
методом: +8= +13-5 или +10-2 (-5+3) и базовые
упражнения к ней: 5+8, 6+8
Формула сложения комбинированным
методом: +9= +14-5 или +10-1 (-5+4) и базовые
упражнения к ней: 5+9
Формула сложения комбинированным
методом: +9= +14-5 или +10-1 (-5+4) и базовые
упражнения к ней: 5+9
Вычитание комбинированным методом
Формулы вычитания комбинированным
методом: -6= -11+5 или -10+4 (+5-1) и базовые
упражнения к ней: 11-6, 12-6, 13-6, 14-6
Формулы вычитания комбинированным
методом: -6= -11+5 или -10+4 (+5-1) и базовые
упражнения к ней: 11-6, 12-6, 13-6, 14-6
Формулы вычитания комбинированным
методом: -7= -12 +5 или -10+3 (+5-2) и базовые
упражнения к ней: 12-7, 13-7, 14-7

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

Решение
примеров
Решение
примеров

2
2

2

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

21.04

1400-1500

95

22.04

1400-1500

96

27.04

1400-1500

97

28.04

1400-1500

98

29.04

1400-1500

99

4.05

1400-1500

100

5.05

1400-1500

101

6.05

1400-1500

102

11.05

1400-1500

103

12.05

1400-1500

104

13.05

1400-1500

105

Формулы вычитания комбинированным
методом: -7= -12 +5 или -10+3 (+5-2) и базовые
упражнения к ней: 12-7, 13-7, 14-7
Формулы вычитания комбинированным
методом: -8= -13 +5 или -10+2 (+5-3) и базовые
упражнения к ней: 13-8, 14-8
Формулы вычитания комбинированным
методом: -8= -13 +5 или -10+2 (+5-3) и базовые
упражнения к ней: 13-8, 14-8
Формулы вычитания комбинированным
методом: -9= -14 +5 или -10+1 (+5-4) и базовое
упражнение к ней: 14-9
Формулы вычитания комбинированным
методом: -9= -14 +5 или -10+1 (+5-4) и базовое
упражнение к ней: 14-9
Закрепление пройденного. Выполнение заданий
на сложение и вычитание комбинированным
методом.
Закрепление пройденного. Выполнение
заданий на сложение и вычитание
комбинированным методом.
Многозначные числа. Простое сложение
вычитание многозначных чисел
Сложение и вычитание многозначных чисел с 5
и с 10, методами «Помощь брата», «Помощь
друга», комбинированным методом.
Сложение и вычитание многозначных чисел
методом «Помощь друга»
Сложение и вычитание многозначных чисел
комбинированным методом

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

2

2

Решение
примеров

18.05

1400-1500

106

19.05

1400-1500

107

20.05

1400-1500

108

Закрепление пройденного. Выполнение
заданий на сложение и вычитание
комбинированным методом.
Итоговый уровень ЗУН.
Итоговое занятие. Повторение пройденного
материала

2

2
2

2

Решение
примеров

2

Решение
примеров
Решение
примеров

2

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы
Материал
Ноутбук
Интерактивный стол
Индивидуальные счёты Абакус
Демонстрационные счеты Абакус
Стол, стул
Принтер
Флеш-карты
Настольно-печатные игры
Интерактивные, онлайн игры

Количество
1
1
11
1
5,11
1
11

Примечание
Для работы педагога
Для демонстрации информации
Для работы детей в классе и дома
Для работы педагога
Индивидуальное рабочее место ребенка
Для распечатки материала
Для работы педагога и детей

Информационное обеспечение: видео (ютуб) «Ментальная арифметика для каждого», «Маленькие гении»
Кадровое обеспечение: педагог ДО Кужагильдина В.Р., образование высшее педагогическое
Формы аттестации: решение детьми примеров на время, проверка освоения детьми первого (второго, третьего, четвертого) уровня
работы с абакусом, показательные выступления одаренных детей.
Мониторинг проводится после каждого уровня счета на скорость .
Высокий уровень (ребенок говорит ответ в течении 5 секунд)
Средний уровень (ребенок говорит ответ в течении 6 -7 секунд)

Низкий уровень (ребенок говорит ответ в течении 8 секунд и более)

Таблица индивидуального мониторинга освоения программы (диагностическая карта)

ФИО обучающегося ___________________________
Возраст (класс) ________
Показатели для мониторинга
Эмоциональная
вовлеченность ребенка в работу
на занятии
Умение набирать и
распознавать числа 1-1000 на
абакусе (работа двумя руками,
работа пальцами)
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе
простым способом
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе с
пятеркой методом «Помощь
брата»
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе с
десяткой методом «Помощь
друга»
Умение складывать и
вычитать числа на абакусе
комбинированным методом
Ментальный счет
Сформиро-ваны увлеченность,
толерантное поведение,

Уровень на начало учебного
года

Уровень на конец учебного
года

готовность и способность вести
диалог со сверстниками и
педагогом
Способен к самостоятельному
поиску методов решения
практических задач
Скорость выполнения задания/ правильность решения арифметических действий:
на счётах «Абакус»
при ментальном счете
(скорость, кол-во чисел)
По каждому критерию выставляются баллы от 1-3, которые суммируются и определяют
общий уровень освоения программы на начало года и конец года, в зависимости от которого
выстраивается индивидуальная траектория для ребенка для наиболее успешного овладения.
Уровни освоения программы
1 балл - ДОСТАТОЧНЫЙ – ребёнок пассивен в работе. Не владеет основными
полученными знаниями.
2 балла - СРЕДНИЙ – ребёнку нравится выполнять задания с числами. Ребёнок допускает
ошибки в работе, но исправляет их с небольшой помощью педагога.
3 балла - ВЫСОКИЙ – ребёнок активен при выполнении операции с числами.
Самостоятелен при выполнении заданий.
Данные критерии являются основанием лишь для оценки индивидуального развития
ребенка. Продвижение в развитии каждого ребенка оценивается только относительно его
предшествующих результатов.

Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса:
Основная группа детей будет обучаться на занятиях. Некоторые дети выбрали дистанционное обучение.
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, мотивация, упражнения.
Формы организации образовательного процесса: групповая (в группе 10-12 человек).
Формы организации учебного занятия: беседы, практические занятия, соревнование в решении примеров на время.
Педагогические технологии: личностно-ориентированное системно-деятельностное обучение, технология индивидуализации обучения,
технология разноуровневого обучения, технология дистанционного обучения.
Алгоритм учебного занятия: организационно-мотивационная часть, актуализация знаний по теме, информационная часть, усвоение
новых знаний и способов действий, проверка понимания, практические задания с объяснением соответствующих правил, тренировочные
упражнения, обобщение и систематизация знаний, анализ успешности достижения цели, рефлекция, итоговая часть.

Список литературы
1.Х. Шен. «Менар. Абакус1,2,3,4,5,6»
2. Г.П. Шалаева «Решаем задачи»; «Меры измерения»
3. Цаплина О.В. Ребенок в мире позитива // Детский сад от А до Я. 2015. № 5 (77). С. 53-59.
4. Цаплина О.В. Технология развития познавательной активности дошкольника // Детский сад от А до Я. 2016. №1. С. 44-53.
5. Малушева А., Сырланова С.Т. Ментальная арифметика как нетрадиционный метод обучения устному счёту дошкольников //
Международный научный журнал «Символ науки» №12-2/2016. С. 221-225.
6.Михеева Людмила Александровна «Ментальная арифметика»
7..Учебник по ментальной арифметике
8..Книга Малсан Би «Ментальная арифметика. Для всех»
9.http://menar.ru.com
10.YouTube «Ментальная арифметика для каждого
11.Онлайн-тренажер «Абакус»

Инструкция по технике безопасности для детей
I. Общие требования безопасности
1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в классе
2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета
3. Не загромождать проходы сумками и портфелями
4. Не включать электроосвещение и средства ТСО
5. Не открывать форточки и окна
6. Не передвигать учебные столы и стулья
7. Не трогать руками электрические розетки
8. Травмоопасность в кабинете:
- при включении электроосвещения
- при включении приборов ТСО
- при переноске оборудования и т.п.
9. Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей
10. Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления
II. Требования безопасности перед началом занятий
1. Не открывать ключом дверь кабинета
2. Входить в кабинет спокойно, не торопясь
3. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности
4. Не менять рабочее место без разрешения учителя
III. Требования безопасности во время занятий
1. Внимательно слушать объяснения и указания педагога
2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока
3. Не включать самостоятельно приборы ТСО
4. Не переносить оборудование и ТСО
5. Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях
1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию педагога в организованном порядке
2. В случае получения травмы, обратиться к педагогу за помощью
3. При плохом самочувствии или при внезапном заболевании сообщить педагогу
V. Требования безопасности по окончании занятий
1. Приводить своё рабочее место в порядок
2. Не покидать своё рабочее место без разрешения педагога
3. Выходить из кабинета спокойно, соблюдая дисциплину


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».